Правила подготовки к экзамену: стратегия и тактика
Необходимые условия для полноценного применения:
- Hаличие материала, который требуется сдать.
- Наличие точных формулировок билетов.
Желательные условия:
- Наличие непосредственно того листочка / билета, который вам выдадут / на который укажут в качестве вопроса.
- Наиболее развитая и ведущаякинестетическая репрезентативная система.
А вот собственно стратегия с анализом типичных НЕэффективных ходов.
Общий цикл:
Учим билеты один за другим.
[!] Ни к чему предварительно читать лекции/учебник - это потеря времени. Сразу учить эффективнее.
[!] Не делайте пометки, какие билеты выучены, а какие - нет. У нас будет другой критерий выученности билета, гораздо лучший.
Работаем регулярно, на сложный экзамен в ВУЗе придется потратить несколько дней.
Если Вы заметили билет, который вроде бы выучен, но вы не уверены, помните ли его, повторите !
Каждый раз, заново приступая к работе, проверяйте качество выученных предыдущих билетов. Повторить билет следует хоть один раз в течение 10 мин - 24 часов после выучивания. Не раньше и, желательно, не позже.
Так до тех пор, пока все билеты, даже самые трудные, не будут выучены. (Иногда, правда, встречаются абсолютно глючные и неотвечабельные вопросы - в таком случае следует запомнить их формулировки и постараться вычислить их в билете по длине на просвет, а также сделать шпаргалку. Но их МАКСИМУМ 1-2 на экзамен. Лучше все выучить ).
Стратегия выучивания билета:
Cмотрю на вопрос билета. Беру первый вопрос / теорему, выучиваю ее, беру следующий вопрос, выучиваю и т.п... ну тут все понятно ];-]
Суть стратегии - как учить цельный, самодостаточный кусок билета (теорему, например) :
1. Сначала читается формулировка, затем доказательство. Необходимо добитьсяполного понимания доказательства и формулировки. В доказательстве должны быть использованы ВСЕ данные формулировки.
2. Следующий этап: реструктуризация доказательства. Ну это - микростратегия. Лучше загляните враздел "Математика". Там она есть.
3.Учится доказательство:
Смотрим на кусок рассуждения (например, вывод промежуточной формулы, или доказательство промежуточного утверждения) и пытаемся провести его сами. Процесс вывода формулы можно осуществить на бумаге. Пишем только то, что должны писать, чтобы поддерживать ход рассуждений. Никаких "тогда и только тогда, когда...". Обоснования: "почему так" проговариваем и визуализуем в уме.
! Все доказываем, по возможности, используя графическую интерпретацию.
То есть запись не должна быть "точь-в-точь как на экзамене": в этом случае тратится неоправданно много времени и чернил. Пишем мы только с целью иметь помощь в проведении рассуждения.
Если где-то ошибка/заминка - смотрим и ПРОВОДИМ РАССУЖДЕНИЕ (данный его кусок) СНАЧАЛА. В следующих проходах по билету записей надо будет все меньше и меньше, а время повторения сократится до нескольких секунд.
Если видите название теоремы, на которую опираетесь в доказательстве - не поленитесь, повторите ее формулировку и, желательно (но не обязательно), доказательство.
3.Повторение билета.
Это - тоже весьма важная часть стратегии. Представьте, что вы на экзамене. Очистите вашу голову. Прочитайте билет, как будто вам на него только указали, и начните ЕСТЕСТВЕННО отвечать на вопросы билета. То естьбилет служит мощным якорем для теорем. Вы отвечаете на то, что спрашивают. Итак, вы самостоятельно проводите все рассуждения билета. Если где-то заминка - см ранее, что делать.
Замечу еще раз: взгляд на билет - НЕ формальная процедура. Неверный ход: сначала вспомнить то, что доказывать будете, а потом посмотреть на билет. Верно: вы повторяете билет, а потому вспоминание доказательства - естественный ответ на его прочтение: визуальное и аудиальное.
Выучивание каждого доказательства более подробно описаноздесь. В той форме оно намного четче и удобнее для переноса, однако использует инструменты НЛП. Читайте первый тип успешных стратегий обучения математике.
Конечно, невозможно перенести на «бумагу» живой, творческий процесс обучения. Поэтому стратегия обозначена в общих чертах и допускает микроизменения. Подойдите к процессу с умом, не надо болтать механически k.
Учитесь и получайте удовольствие. В начале изучения могут возникнуть проблемы, но очень скоро вы поразитесь, с какой быстротой и изяществом ваш мозг усваивает информацию !!!
На пересдачи, как известно, приходят не самые глупые студенты... А самые ленивые. Действительно, в кратчайшие сроки выучить весь курс даже владеющему хорошей стратегией усваивания информации студенту зачастую не так-то просто. Поэтому часть материала просто опускается. Здесь я попробую рассказать, что можно опустить сравнительно безболезненно, а что пропускать ни в коем случае нельзя.
Концепция дерева
Курс предмета, как правило, имеет некоторую внутреннюю логику. То есть некое дерево предмета (или несколько деревьев, если курс делится на части), где для понимания сложных билетов нужно ознакомление с более простыми (из начальных ветвей растут новые). Это дерево составляет собой основу предмета и его-то, в основном, и надо знать. Кроме того, в лекциях всегда разбираются некоторые вопросы, лежащие, вообще говоря, несколько в стороне от основного курса.
Как это самое дерево обнаружить? Походы на семинары могут сильно облегчить работу... Список задач к экзамену/зачету (или что-нибудь вроде этого) тоже может сильно помочь.. Если видишь большой талмуд лекций в свою первую встречу с предметом (4 дня до экзамена), то шансов сразу разобраться практически нет... Точнее, можно, но сложно 8(. Эта стратегия еще не формализована Думаю, каждый может справиться в меру своего опыта и желания.
Общая логика тут такая: даже любящие "покопать" экзаменаторы обычно не спрашивают доказательства первых, легких билетов дерева, знание которых, однако, обеспечит прочный фундамент для разговора с преподом и для понимания остальной части курса.Мораль: В таких билетах хорошо усваиваем формулировки. Это важно. Доказательствами можно зачастую пренебречь вплоть до составления шпор и надежды на собственную сообразительность.
Более сложные билеты дерева, составляющие "костяк" курса, спрашиваются всегда. Вопрос "на пятерку" часто задается по самым сложным вопросам в "дереве курса". Не говоря уже о том, что, выучивая сложный билет, можно часто получить в свой арсенал и доказательства ряда более простых (как частных случаев).Мораль: очевидна. "Костяк" предмета - то, что нужно выучить.
Билеты, лежащие вне дерева курса, можно, как правило, разделить на две части:
- простые (например, вводится некоторое понятие, а потом расширяется и далее используется в расширенном виде. Так легче понять студентам. В данном случае то, что было вначале, после того, как вы поняли более сложные вещи, уже не нужно более никому. И преподу в том числе.)
- и сложные. Как тут объяснить? Например, сложный билет, скажем, в середине курса, в котором выводится некий факт, нигде в дальнейшем не используемый. Сложно найти критерии для такого типа вопросов. Думаю, каждый сможет находить их самостоятельно по мере получения экзаменационного опыта.Мораль: если простые билеты можно учить очень слабо даже по части формулировок (не забыв, однако, сделать шпоры на эти билеты), то формулировки сложных обязательно знать, но с доказательствами обращаться довольно свободно (если не выучил хоть что-то, шпора, ессно должна быть). Желательно, все же, знать.
Эта концепция "дерева", если ей с умом пользоваться, может просто волшебно помочь. Случай из собственной практики: к экзамену по мат. анализу за 4 семестр курс был прочитан такой, что в дереве оказалось 7 билетов из 20+. Да, да И, воспользовавшись вышенаписанным, мне удалось весьма прилично сэкономить собственное время. А экзамен прошел как по маслу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
По словам автора статьи, предложенная методка использовалась студентами технических вузов... Но не думаю, что подготовка к экзамену в гуманитарном вузе или экономическом сильно отличается)