Мы хорошо и быстро запоминаем то, что нам интересно, а в дошкольном возрасте ребенку интересно все.
Страх памяти не помощник
Редкий родитель не отмечает прекрасную память двух-четырехлетних ребят. У дошкольников, как правило, идеальна так называемая механическая память, когда информация запоминается без каких-либо волевых усилий ребенка. Тут, конечно, действует общее для человеческой памяти свойство: мы хорошо и быстро запоминаем то, что нам интересно, а в дошкольном возрасте ребенку интересно все.
Но иногда и в этом благодатном возрасте возникают проблемы. Ребенок не может запомнить даже крохотное стихотворение. Порой он просто не хочет этого делать. Такое может случиться по самым разным причинам: плохой контакт с мамой и другими взрослыми или просто неправильный подход родителей. Как правило, маленькие дети не любят делать что-то – а уж тем более учить стихи – специально, зато невзначай заучивают их прекрасно.
Возможно, у малыша такая низкая самооценка, что он готов к поражению: я вообще ничего не могу делать хорошо, в том числе и учить стихи. Или у него столь тонкая душевная организация, что ему достаточно недовольного взгляда или разочарованной реплики родителей, чтобы почувствовать себя ни на что не годным.
Стук, шум, плеск…
Можно ли уже до школы тренировать память ребенка, чтобы ему было легко учиться? Психологи, пользуясь особенностью малышей лучше запоминать через образы, разработали специальные методики развития образной памяти в разных ее проявлениях: зрительная, слуховая, обонятельная.
Ребенку можно дать рассмотреть в определенной последовательности несколько открыток, обсудить, что там изображено. Затем предложить восстановить увиденное (и желательно в том порядке, в каком картинки предъявлялись).
Или, например, такое упражнение: малышам дают послушать звуки, их должно быть не больше пяти-семи. Это может быть стук в дверь, шум моря, плеск воды… Дети должны узнать эти звуки, также постараться вспомнить, как они появились. Можно предложить играть и дальше: дать дошкольникам подумать, на что еще похож каждый из этих звуков. Возможно, стук в дверь кто-то соотнесет со стуком камушков.
Известно, что в дошкольном возрасте зрительная образная память тесно связана с моторикой. Поэтому полезно такое упражнение: взрослые выкладывают из палочек некую фигуру, которую ребенок должен нарисовать или тоже соорудить из палочек.