Беседка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Беседка » Мода и стиль » Шопоголизм


Шопоголизм

Сообщений 21 страница 27 из 27

21

Шопинг: удовольствие или зависимость?

Время от времени американские и европейские киноистории демонстрируют нам невероятные картины предпраздничных распродаж: толпы обезумевших покупателей пытаются смести с витрин и прилавков все товары. А получают в итоге невосполнимые прорехи в собственном бюджете и кучу совершенно ненужных вещей. Шопомания — болезненное явление больших городов, обращать внимание на которое стали только в начале 90-х годов прошлого века, когда оно действительно приобрело невероятный размах. А ведь это становится частью и нашей реальности, поэтому необходимо разобраться, где же заканчивается истинное удовольствие и начинается патологическая зависимость.

Термины «шопомания», «шопоголизм» (от англ. «to shop» — покупать) — а по-научному «ониомания» (от греч. «onios» покупаемый и «mania» — страсть, тяготение, безумие) — означают состояние, сопровождающееся маниакальным желанием приобрести новые вещи, обычно ненужные, без учета своих финансовых возможностей. В последние годы все большее количество ученых склоняется к мнению, что подобное состояние — не банальное неумение сдерживать себя в желаниях, а болезненный синдром.

Синдром ониомании — универсальный механизм, схожий по принципам действия с любой другой зависимостью: алкогольной, наркотической, азартной. По мнению ряда психиатров, в основе ониомании лежат врожденные дефекты мозга, которые проявляются у многих людей склонностью к игре, поджогам, клептомании. Так и шопоголик в запущенной стадии уподобляется игроку или алкоголику. В последнее время большинство западных специалистов склоняются к тому, что ониоманы — такие же больные, как и многие другие люди, подверженные различным маниям, и их тоже нужно лечить специальными медицинскими препаратами.

Впервые признаки синдрома ониомании описал психиатр Эмиль Крапелин, «первооткрыватель» шизофрении и маниакальной депрессии. Еще в 1915 г. Крапелин отмечал, что люди, страдающие от шопомании, развивают чувство удовольствия от покупки и владения вещами в неуправляемую страсть, навязчивую идею. Глубокое удовлетворение сменяется после смущением, чувством вины и раскаяния. Также доктор выявил основные последствия онимании: повышенный стресс, проблемы во взаимоотношениях с людьми и серьезные финансовые трудности.

Родоначальницей шопомании считают американку Барбару Зелински. Ее муж обнаружил, что жена в состоянии потратить его зарплату за 2 минуты 34 секунды. Впоследствии Б.Зелински довела результат до 1 минуты 55 секунд — первый мировой рекорд синдрома ониомании.

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_72.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_73.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_74.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_75.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_76.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_77.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_78.jpg

Статистика утверждает, что от 80 до 92% женщин являются шопоголиками. Существуют различия в том, что именно покупают женщины и мужчины. Женщин в первую очередь привлекают товары, связанные с внешностью и якобы подчеркивающие их уникальность: одежда, обувь, косметика, бижутерия и ювелирные украшения. Мужчины приобретают вещи, которые ассоциируются с символами власти и престижа. Например, портативные компьютеры, мобильные телефоны, предметы спортивного снаряжения, машины и т. д. Согласно исследованиям, чтобы не впасть в депрессию, ониоманы должны совершать покупки не реже, чем раз в 3 дня. Европейский среднестатистический ониоман выглядит следующим образом: он зарабатывает в среднем 40 тысяч евро в год, из которых более 15% тратится на одежду, живет в крупном городе, в большинстве случаев это женщина и ей больше 25 лет.

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_4.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_3.jpg

В нашей стране подобных исследований не проводилось. Но с наступлением эры гипермаркетов и тотальных распродаж социологи и психиатры должны насторожиться. Потому что последствия данного синдрома сказываются не только на кошельке ониомана и его здоровье, но и имеют ярко-выраженный социальный характер. Социальные последствия аномального увлечения ониоманов — это долги, совершение краж в магазинах и гипермаркетах, различного рода мошенничества и даже занятие проституцией, разводы, семейные конфликты, неурядицы на работе, нанесения телесных повреждений членам семей и другим лицам, пытающимся контролировать расходы больного. Крайним вариантом может быть суицид. Последствия для здоровья самого ониомана также не менее серьезны — аритмии, гастриты, гипертоническая и язвенная болезни, а также депрессии, неврозы страха, стойкие нарушения сна и подавление иммунитета являются основными сопуствующими заболеваниями такого синдрома.

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_6.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_5.jpg

Ониомания, как и любая патологическая зависимость, имеет свои закономерности. Иногда человек может быть чем-то недоволен, раздражен либо испытывает трудности в межличностных отношениях. В таком состоянии возникает естественная потребность снять это напряжение, но делать это можно по-разному. Ониоманы считают, что шоппинг сам по себе снимает у них депрессию и тревогу лучше любых медикаментов, а также повышает самоуважение и уверенность в себе. Делая себе ненужные подарки, они на время избавляются от чувства тревожности. А, учитывая, что таким больным очень трудно выбирать среди товаров, они скупают все подряд. С другой стороны, подобное бессмысленное собирательство и неконтролируемая трата денег дает иллюзорное ощущение контроля над собственной жизнью и поступками.

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_11.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_10.jpg

Некоторые ученые предполагают, что приступы ономании могут быть соединены с недостатком в человеческом организме гормона серотонина. В нашем мозгу имеется специализированная серотониновая система. От выработки этого гормона зависят наши аппетит, эмоции, порывы и особые пристрастия. Он также содействует сну и оказывает антистрессовое воздействие. Дефицит серотонина в организме вводит в депрессивное состояние и провоцирует заниженную самооценку, а впоследствии приводит и к развитию шизофрении.

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_2.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_1.jpg

Изобретательность ониоманов при оправдании сравнима с доводами алкоголиков, вымаливающих рубль в момент жуткого похмелья. Самые распространенные аргументы — это шоппинг по необходимости, шопинг из гедонистических соображений («я хочу — я покупаю»), шоппинг модников, а также шоппинг как источник удовлетворения. Забавно, но истинному ониоману свойственно скрывать свои покупки от окружающих, а не хвастаться ими перед семьей или знакомым.

Ониоманов классифицируют по манере поведения: спонтанный ониоман (человек идет в магазин купить что-то действительно нужное, а пару ненужных вещей прихватывает случайно); ониоман осознанный (человек сознательно заворачивает в магазин, чтобы снять стресс); целеустремленный ониоман (человек уже сам не понимает, как его занесло в супермаркет, и как он умудрился истратить там почти всю зарплату). По степени адекватности ониманы делятся на рациональных ониоманов (человек покупает, в принципе, нужные вещи, но на несколько большую сумму, чем собирался) и ониоманы истинные (иррациональные). Иррациональные онионманы — это люди, уже перешагнувшие ту грань, за которой начинаются порой необратимые процессы. Именно степень адекватности отличает ониомана от нормального человека, решившего себя просто побаловать приятными безделушками.

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_16.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_15.jpg

Существует пять основных признаков прогрессирующей ониомании:
- процесс приобретения происходит импульсивно, под влиянием внезапного порыва;
- в процессе других дел самопроизвольно возникают мечты о новых покупках;
- нереализованное желание покупки резко ухудшает настроение;
- в квартире находится множество бесполезных вещей;
- в гардеробе присутствуют одинаковые вещи разных цветов либо несколько вариантов одного и того же (например, четыре голубые рубашки и пять пар черных брюк).

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_20.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_25.jpg

Если отмечаются хотя бы три из перечисленных признаков — это веский довод обратиться к специалисту. Но очень часто страдающие от ониомании люди не понимают, что с ними происходит, и как следствие, впадают в депрессию. А психологи, к которым они обращаются, пытаются лечить их именно от депрессии, не раскрыв глубинных причин болезни. Ведь до сих пор многими врачами ониомания не воспринимается как настоящее заболевание. Наоборот они частенько советуют для снятия депрессивного состояния прогуляться по магазинам. И круг замыкается.

Ониоманией в этой стране страдает 60 млн человек, причем 15 млн из них — хронические шопоголики. Американская психологическая ассоциация, которая уже считает считает этот синдром серьезным заболеванием, стимулировала создание обществ анонимных ониоманов с более, чем 400 отделениями по всей стране. В стране более 30 тысяч складов для хранения личных вещей. Этот бизнес за последнюю четверть века увеличился вчетверо и приносит ежегодно 12 миллиардов долларов — это больше, чем вся музыкальная индустрия США.

Известные ониоманы: Пэрис Хилтон (приобретает минимум 100 пар обуви в год), Линдсей Лохан (годовой бюджет ее гардероба — 1 млн долларов), Бритни Спирс (60 тыс. долларов за один поход в магазин). Самый известный ониоман — газетный магнат Уильям Херст: однажды, находясь в состоянии депрессии, он купил испанский монастырь.

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_96.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_92.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_94.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_95.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_93.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_98.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_97.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_99.jpg

Россия

70% россиян признались, что испытывают удовольствие от самого процесса ходьбы по магазинам. 88% опрошенных считают, что делают покупки в силу необходимости. Завсегдатаями на распродажах являются в среднем 73%. Импульсивно совершают покупки 50% российских граждан (по данным опроса компании GfK Custom Research Worldwide).

Известные ониоманы: Елена Хирина (г.Вологда) по настоянию родственников регулярно распродает вещи, приобретенные минимум за 10-15 тыс.рос.рублей, максимум по 500-1000 рублей. Большинство из них она никогда не одевала, но в ее квартире уже не хватает места для нормального существования. Самый знаменитый российский ониоман Роман Абрамович приобрел 3 самые дорогие яхты в мире с практически одинаковыми характеристиками и уже присматривает четвертую.

Ониоманы в литературе и кино

Анна Каренина (Л. Толстой, роман «Анна Каренина»): «Детская поражала своей роскошью. Тут были и тележечки, выписанные из Англии, и инструменты для обучения ходить, и нарочно устроенный диван, вроде бильярда. Все это было английское, прочное и добротное, очень дорогое».

очка Женя (сВ. Катаев сказка «Цветик-семицветик»): «Первыми прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади… За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи. Движение в городе остановилось».

Секретарша Вера (художественный фильм «Служебный роман»): «А вы зайдите в ГУМ, там вчера такие батнички выбросили, загляденье…».

http://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_21.jpghttp://www.diva.by/i/photo/wardrobe/shopping/shopping_22.jpg

Cпециалисты, склонные считать ониоманию болезненным синдромом, рекомендуют больным начать работу над собой, суть которой заключается в принятии философии нематериальных удовольствий. Ониоманы должны постараться развить в себе интересы, связанные с приобретением интеллектуальных, а не физических ценностей. Например, рекомендуются занятия рисованием, фотографией, садоводством, принимать активное участие в жизни своих детей. Ониоманы, которым удается переключить свое внимание на удовольствия в иной сфере деятельности, имеют больше шансов на полное выздоровление.

Впрочем, если ониомания все-таки будет отнесена к разряду серьезных психических расстройств, то, возможно, производители популярных торговых марок, бутики и гипермаркеты могут со временем оказаться в такой же ситуации, как компании по производству и распространению табака. Производители табачных изделий десятилетиями подвергаются судебным разбирательствам и выплачивают огромные компенсации по искам курильщиков, которые утратили свое здоровье именно по причине курения. Тогда мы, может быть, станем свидетелями судебного процесса, на котором ониоман обвинит в своем болезненном пристрастии любимую марку или магазин и попросит суд обязать ответчика компенсировать его расходы и моральные издержки.

Правда, во всей череде неоспоримых и удручающих фактов есть и толика приятного безрассудства: по мнению ряда ученых, именно благодаря состоятельным ониоманам XVIII-XIX вв., с патологической страстью скупавших картины, предметы искусства и книги, многие страны сберегли часть своего культурного наследия.

0

22

А у нас уже где-то есть такая тема

0

23

Может на предыдущих двух страницах?  :stupor:

0

24

Daisy написал(а):

Может на предыдущих двух страницах?

:rofl: во тормаз, только увидела

0

25

Daisy написал(а):

Существует пять основных признаков прогрессирующей ониомании:
- процесс приобретения происходит импульсивно, под влиянием внезапного порыва;
- в процессе других дел самопроизвольно возникают мечты о новых покупках;
- нереализованное желание покупки резко ухудшает настроение;
- в квартире находится множество бесполезных вещей;
- в гардеробе присутствуют одинаковые вещи разных цветов либо несколько вариантов одного и того же (например, четыре голубые рубашки и пять пар черных брюк).

%-) прям про меня

0

26

Да, для меня это способ снять стресс

0

27

Те кто считает свои доходы не будет тратить на что попало .

0


Вы здесь » Беседка » Мода и стиль » Шопоголизм