Эффективный поиск работы
Пользуясь советами данного курса, будьте осторожны. А то потом еще, чего доброго, придется работать .
В первую очередь курс предназначен для людей, имеющих за плечами определенный трудовой стаж, но по тем или иным причинам оказавшихся безработными. Он также необходим начинающим профессионалам как с небольшим опытом работы, так и вообще без него. Это не значит, что специалисты экстракласса не найдут здесь ничего полезного для себя. Просто проблема поиска работы всегда более актуальна для людей, стоящих в начале своих трудовых свершений. Суперпрофессионалы же обычно не ищут работу — работа сама находит их. Причины понятны: с опытом приходит известность, репутация, обширные связи в деловой среде. За высококлассными специалистами охотятся вербовщики из рекрутинговых агентств и конкурирующих фирм. Иная ситуация у вчерашних выпускников и специалистов среднего уровня, которым нужно ДОКАЗЫВАТЬ свою профессиональную состоятельность. Ну что же, раз нужно — значит докажем. Курс научит вас, как убедить работодателя в том, что вы — именно тот специалист, о котором он мечтал всю жизнь.
1. Reason.
«Да зачем тебе ерундой заниматься, — доверительно говорил мне за рюмкой чая один коллега-психолог, которому я сообщил о своем решении написать цикл статей по поиску работы. — Вместо того, чтобы тупо сидеть за компьютером и набивать левые тексты, давай лучше проведем тренинг персонала в одной коммерческой фирме — бабки вроде обещают неплохие...»
Я было возразил, в том духе что, мол, посмотри — сколько толковых людей не могут сегодня найти работу или вкалывают за копейки. И не потому, что у них нет профессиональных знаний и навыков, а потому, что они не умеют правильно подать себя и не знают, как отстаивать свои интересы при общении с работодателями. А каково сегодня положение на нашем рынке труда? Людей постоянно выгоняют, народ таскается с одного места на другое. Накапливается злоба, неудовлетворенность, неуверенность в своих силах. Не говоря уже о том, что переход в категорию «безработного» вызывает психологический стресс, материальные и семейные проблемы, с которыми многие не справляются. На мои робкие доводы был дан исчерпывающий ответ: «Сегодня полным полно книг и журналов, где есть советы по поиску работы. Кому надо — купит и прочтет».
Озабоченный данной мыслью, на следующий день я посетил ближайший книжный магазин. Действительно, выбор оказался нехилым: «Найди себе работу по душе», «Как найти работу», «Быстрый поиск работы»... Солиднее всего выглядела книга «Поиск работы» (из той серии, которая «...для чайников»). За нее и было уплачено.
Домой я возвращался в противоречивых чувствах. С одной стороны, имело место разочарование от того, что мои оригинальные замыслы оказались совсем неоригинальными. С другой — я чувствовал значительное облегчение. Так бывает, когда ты вдруг узнаешь, что какой-то добрый дядя сделал вместо тебя работу, камнем висевшую на твоей шее...
С благоговейным трепетом я раскрыл купленную книгу. Прочел ее — и грязно выругался. Полезные советы по поиску работы выглядели следующим образом:
Чтобы получить хорошую работу, сперва наберитесь практического опыта!
Зарядите себя энергией для поиска работы!
Проявляйте энтузиазм и умейте подать себя!
Перед прохождением интервью заранее организуйте себя и успокойтесь!
Во время собеседования сдерживайте свои порывы и постарайтесь выглядеть как можно лучше!
Нет, я не спорю — советы замечательные. Вся штука в том, как их выполнить? Идем дальше:
Если вы испытываете проблемы при общении с работодателем — запишитесь на психологический тренинг!
Если вы хотите успешно пройти психологическое тестирование — купите книгу по психологическим тестам!
Почему-то вспомнилась инструкция, которую однажды мне довелось прочесть в номере нью-йоркской гостиницы: «Для того, чтобы включить телевизор, вставьте вилку шнура в электророзетку...» (Сам бы ни за что не догадался ) Да уж... Хотел бы я посмотреть на человека, которому такие советы помогли найти работу. Терзаемый смутными предчувствиями, я внимательно взглянул на обложку книги. Так и есть — фамилия автора американская. Книга эта была написана не нашим человеком и не для нас. Как часто мы бездумно перенимаем западные наработки и стандарты поведения, забывая старую пословицу: «Что немцу полезно, то русскому...»
В общем, выбора у меня не оставалось. Пришлось включать компьютер и изливать на носитель собственный опыт и знание рынка труда. Еще мне по доброте душевной захотелось рассказать и о психологических аспектах безработицы, об уловках и трюках работодателей и кадровых агентств, и о том, что им можно противопоставить. В результате получился следующий трактат.
2. С чего начать? Принципы составления резюме.
Итак, проснувшись однажды утром, умывшись и плотно позавтракав, Вы вдруг поняли, что пришло время искать себе работу. Причины такого решения мне, разумеется, не известны. Меня они не касаются. Это — Ваше личное дело. Моя задача — помочь Вам превратить поиск работы в быстрый, эффективный и по возможности увлекательный процесс.
Работу у нас, как известно, ищут преимущественно двумя способами. Первый способ — народный, он же пресловутый «блат». Работу Вы находите, используя свои родственные, семейные, дружеские, приятельские или другие личные связи. Здесь нет необходимости давать какие-либо рекомендации, помимо банального совета поддерживать максимально широкий круг общения вообще, и знакомств в вашей профессиональной области — в частности. Опыт свидетельствует, что меньше всего проблем в поиске работы имеют общительные люди, поскольку чем больше знакомых имеет человек, тем выше вероятность того, что среди них окажется потенциальный работодатель. И еще: не следует ожидать, что близкие люди будут особенно рьяно рекомендовать Вас своему начальству. В наше время каждый опасается за свое рабочее место — в случае, если Вы провалите работу, Вашим рекомендателям также может не поздоровиться, вплоть до увольнения.
Второй способ поиска — цивилизованный. Вы обращаетесь в кадровые агентства или службы персонала тех организаций, которые имеют вакансии. В этом случае Вы явно или неявно вступаете в конкуренцию с другими претендентами на рабочее место. Победить в этой конкуренции — задача не из легких. Помимо профессиональных знаний и опыта, для этого надо знать стандартные технологии, используемые работодателями для поиска и отбора персонала. И, конечно же, необходимо убедить работодателя в том, что Вы — именно тот специалист, о котором он мечтал всю свою жизнь . Для этого Вам понадобятся базовые психологические знания. Они помогут успешно преодолеть все собеседования, тестирования, проверки, испытания и прочие ужасы, которыми почему-то так любят мучить всех желающих заработать себе на хлеб насущный.
В связи с этим, если Вы решили начать поиск работы, я советую подавить первый и вполне естественный порыв — не надо тотчас же хватать телефонную трубку и обзванивать всех знакомых или найденные в телефонном справочнике кадровые агентства. Это Вы сделаете обязательно, но — несколько позже.
Начните с написания резюме. Совет этот разумен по двум причинам. Во-первых, 99,9% работодателей и кадровых агентств сегодня требуют от соискателя наличия резюме, причем, составленного по определенным правилам. Во-вторых, процесс написания резюме — это хороший способ структурировать тот мутный поток сознания, который человек обычно принимает за свое «желание найти хорошую и высокооплачиваемую работу».
Какую именно работу Вы хотите получить?
В какой области?
С каким кругом обязанностей и уровнем ответственности?
Каковы Ваши знания и профессиональный опыт в этой сфере?
В чем Ваши сильные стороны?
В чем Вы уступаете своим потенциальным конкурентам на рабочее место?
Какую перспективу карьерного роста Вы для себя обозначили?
Какой будет совокупность предполагаемых работ (должностей), которые удовлетворяют Вашим критериям?
Я не стану призывать к тому, чтобы отвечая самому себе на эти вопросы, Вы были максимально честными и объективными. Здесь Вы — высший судья для себя. Скажу только, что окончательный вид резюме будет зависеть от этих ответов.
О правилах компоновки данного документа написано немало. Поэтому сосредоточимся в основном на психологических моментах.
Когда объявляют вакансию на более-менее серьезное рабочее место, работодателю приходит большое количество резюме. При этом велика вероятность того, что на Ваше резюме попросту не обратят внимание, даже если Вы полностью соответствуете данной должности. Читают резюме живые люди. Если Вам не повезет, то Ваша кандидатура окажется где-то в конце второй сотни рассматриваемых. К тому времени все менеджеры персонала уже не столько ищут подходящих кандидатов, сколько стремятся побольше бумаги отправить в корзину — особенно, если список «перспективных» уже достаточно большой. Поэтому в первую очередь надо добиться того, чтобы Вашу кандидатуру выделили из массы аналогичных.
Помимо безупречного содержания, Ваше резюме должно иметь внешний вид, «отличный от других». Психологи советуют использовать для этого бумагу различных цветов. Нет, не спешите сразу в магазин — искать кислотные расцветки. Среди белых стандартных листов наиболее эффектно выделится резюме цвета слоновой кости. Подойдет также светло-серый, светло-желтый или светло-салатовый оттенок. (Но ни в коем случае розовый или голубой!)
Естественно, бумага должна быть высочайшего класса, а качество печати текста — безупречным. (Никаких матричных принтеров! Только лазерные или хорошие «струйники».) Напротив, шрифт должен быть максимально простым, без всяких там каллиграфических завитушек и ангелочков по краям — это не свадебное приглашение. Обычный Times New Roman подойдет как нельзя лучше.
Текст резюме разбивается на короткие, удобные для чтения абзацы. Хорошо смотрятся маркированные списки и очень плохо — подчеркивания и курсивы. Вообще, большое количество подчеркиваний зрительно невероятно засоряет страницу и делает текст неудобным для восприятия. Читая его, человек будет испытывать подспудное раздражение. Поэтому все выделения лучше делать жирным шрифтом, при этом сведя их количество к минимуму — текст не должен резать глаза.
Не увлекайтесь количеством текста. (Иногда претендентам на руководящие должности советуют писать резюме на нескольких страницах, что не есть хорошо.) Размер резюме не должен превышать 1 лист А4. Это связано с особенностями человеческого восприятия. На рассмотрение одного резюме обычно тратится 15-20 секунд. За это время у человека сформируется первое впечатление о Вас, которое в большинстве случаев окажется и последним. Вы будете отнесены либо к категории «перспективных», либо к «совершенно неподходящим». Поэтому у Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. За 15-20 секунд менеджер, просматривающий Ваше резюме, должен получить конкретную информацию, демонстрирующую обоснованность Ваших претензий на рабочее место.
Специальные исследования показали, что в первую очередь работодатели обращают внимание на предыдущее место работы кандидата, во вторую — на его практический опыт (трудовой стаж), в третью — на его квалификацию. С предоставления этих данных и должно начинаться Ваше резюме. Здесь мы плавно переходим к следующей теме — рассмотрению структуры резюме.
3. Структура резюме
Позаботьтесь о том, чтобы информация, которую в первую очередь будет искать работодатель, содержалась в начале Вашего резюме. Чем быстрее он найдет то, что ищет, тем выше шансы, что Ваше резюме успешно преодолеет этап первичного отбора и Вы получите приглашение на собеседование. Поэтому я рекомендую подготовить, по возможности, несколько вариантов резюме.
Для этого сохраните базовый вариант в виде компьютерного файла и, по мере необходимости, вносите в него необходимые коррективы. Например, изменяйте порядок следования отдельных пунктов в списке Ваших умений и навыков, смещайте акценты и изменяйте степень детализации, — в зависимости от того, что требуется конкретному работодателю. Так, если Вы технический специалист, но хотите получить руководящую должность, акцентируйте внимание на управленческом опыте в Вашей трудовой биографии. Если Вы ищете рабочее место, которое в целом соответствует Вашей прошлой профессиональной деятельности, подготовьте резюме с акцентом на своих профессиональных достижениях и опыте. Если же Вы хотите устроиться на работу, которая не очень-то соответствует Вашей специальности, сместите акценты в сторону личных качеств и навыков, имеющих отношение к будущим служебным обязанностям.
Но прежде всего определитесь с базовой структурой Вашего резюме. Существует три стандартных типа резюме: хронологический, функциональный и комбинированный. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Выясните, какой тип подходит Вам больше всего.
В хронологическом резюме в обратном порядке (т.е. начиная с последнего) перечисляются все места работы и обязанности, которые Вы выполняли. Выбирайте его, если в Вашей карьере отмечается устойчивый и последовательный рост. В этом случае хронологическое резюме наглядно продемонстрирует Вашу успешность и прогресс в трудовых свершениях.
Пример хронологического резюме
В некоторых случаях указание конкретных дат и мест работы нецелесообразно.
Вы за короткий срок поменяли очень много мест работы — у работодателя может сложиться впечатление о Вашей непоследовательности и несерьезности. Вообще, большинство руководителей в силу разных причин крайне негативно относится к «перелетным птицам».
В Вашем трудовом стаже есть много «провалов» — значительных периодов времени, когда Вы не работали, или работали на «непрестижных» должностях.
Тем более не стоит использовать хронологическое резюме, если в Вашей биографии есть кое-что, о чем Вы не хотели бы сообщать работодателю, хотя бы на первых порах, чтобы не отпугнуть его раньше времени.
Вы собираетесь изменить свою карьеру и Ваша прошлая трудовая деятельность никак не связана с той работой, которой Вы хотите посвятить себя в дальнейшем.
Вы в первый раз ищете работу и у Вас отсутствует профессиональный опыт.
Наконец, в наше время далеко не вся работа, которую мы выполняем, находит свое отражение в трудовых книжках. В первую очередь это относится к т.н. «вольным стрелкам» — журналистам, консультантам, дизайнерам и многим другим. Львиную долю профессионального опыта они получают, выполняя «неофициальные» заказы.
В вышеперечисленных случаях лучше использовать резюме функционального типа.
Пример функционального резюме
С помощью функционального резюме Вы сконцентрируете внимание работодателя на трудовых достижениях и квалификации. Где и сколько Вы работали либо умалчивается, либо описывается в самых общих чертах. Это позволяет скрыть многие недостатки трудовой биографии кандидата. Плохо только одно. Об этом прекрасно знают и работодатели, поэтому часто относятся к функциональным резюме с большим предубеждением. Обычно их очень интересует, где и сколько Вы занимали тот или иной пост. Отсутствие хронологической информации вызывает подозрения.
Лучше всего использовать резюме комбинированного типа. Помимо описания Ваших достижений, оно включает и основные этапы трудовой биографии.
Пример комбинированного резюме
Несколько советов по написанию резюме.
Бывает, начитавшись переводных руководств по написанию резюме, кандидаты начинают расписывать свои заслуги на американский манер: «В сложных ситуациях я не раз демонстрировал высокий профессионализм, такт и дипломатичность, проявил выдающиеся организаторские способности...» Избегайте использовать подобные изречения. Наши работодатели лишь досадливо морщатся, читая в резюме фразы типа «Благодаря мне прибыль компании увеличилась на 37,77%» или «В своей прошлой фирме я был лучшим специалистом по продажам». Не занимайтесь пустой болтовней. Давайте конкретную информацию. Вместо того, чтобы называть себя «самым лучшим», укажите, например, что Вы трижды удостаивались звания «Лучший работник фирмы».
Названия Ваших прошлых должностей, безусловно, важны. Однако для работодателя гораздо важнее описание Ваших профессиональных навыков и конкретных задач, которые Вы выполняли, работая на той или иной должности. Не забывайте указывать свои служебные обязанности; перечислите проекты, к разработке или внедрению которых Вы имели отношение; напишите, в чем конкретно заключались Ваши достижения.
Последовательность предоставления информации имеет значение. Вы можете акцентировать внимание работодателей на тех или иных аспектах своей биографии.
Сравните два примера:
КОРПОРАЦИЯ «ИЗВЕСТНАЯ-И-УСПЕШНАЯ»
Г. МОСКВА
Системный администратор
СИСТЕМНЫЙ АДМИНИСТРАТОР
Компания «Никто-о-такой-не-слышал»
г. Мухосранск.
В первом примере внимание акцентируется на названии компании. В случае известности последней, это придаст Вам дополнительный «вес». Во втором случае внимание концентрируется на занимаемой должности и наоборот, отвлекается от непрестижного названия компании.
4. Формирование личного досье.
Перед тем, как Вы начнете активный поиск работы, не поленитесь и соберите все необходимые документы: дипломы, рекомендации, свидетельства об окончании курсов... В общем, найдите все, что по Вашему мнению придаст Вам дополнительный «вес» в глазах работодателей. Что бы там ни говорили, красивые бумажки с круглыми печатями в нашей стране все еще производят впечатление. Необязательно Вам понадобятся все документы. Но когда на одно рабочее место претендует 40-50 человек, даже такая мелочь, как сертификат участника бизнес-тренинга, может склонить чашу весов в пользу конкретного кандидата.
Если Вы студент и пока не имеете профессионального опыта — не отчаивайтесь. Вспомните свои университетские работы (диплом, курсовые работы, производственная практика, общественные проекты, в которых Вы принимали участие и т.д.). Попросите рекомендательные письма у своего научного руководителя или на кафедре, где проходили специализацию. Вряд ли Вам откажут. А официальное письмо, подписанное маститым профессором и скрепленное университетской печатью, сослужит Вам хорошую службу. Только не забудьте указать, какую именно работу Вы выполняли во время обучения. Побольше конкретики! Постарайтесь показать себя человеком, который уже имеет опыт и свои наработки.
При составлении личного досье подумайте о списке солидных людей, которые, в случае чего, смогут дать Вам рекомендации. На собеседовании или во время заполнения анкеты от Вас могут потребовать предоставить их имена и контактные данные.
Серьезные работодатели наверняка заинтересуются причиной Вашего увольнения с предыдущего места работы и попытаются ее выяснить. Могут, например, позвонить в Вашу бывшую фирму и спросить мнение о Вас у Вашего бывшего начальника. Существуют и другие методы проверки. (Подробнее о них я расскажу в главе «Как нас проверяют работодатели») Поэтому если Вас уволили с предыдущей работы, а Вы не знаете за что, позвоните своему бывшему начальнику, чтобы выяснить причину. Если Ваше объяснение будет расходиться с тем, что потенциальные работодатели узнают по своим каналам, результат окажется малоприятным для Вас.
Вообще-то, не стоит бояться таких проверок. У нас — не Америка. При просьбе охарактеризовать своего бывшего работника наши начальники обычно отделываются общими фразами, независимо от истинных причин увольнения. Мол, был такой, работал нормально и т.п. Конечно, это если Вас уволили не со скандалом и без обвинений в уголовных преступлениях. Поэтому, если Вы, уходя с предыдущего места работы, не прихватили с собой парочку компьютеров, не «слили» конкурентам коммерческую информацию и не увели жену (мужа) у директора фирмы — можете спать спокойно.
А еще лучше — заранее подготовьте письменные отзывы с предыдущих мест работы. Правильно составленное рекомендательное письмо обычно на порядок снижает вероятность того, что потенциальные работодатели станут утруждать себя звонками в Вашу бывшую фирму.
Рекомендательное письмо должно быть напечатано на фирменном бланке и заверено печатью фирмы. (Вообще-то, согласно правилам делового этикета надо что-то одно: либо фирменный бланк, либо круглая печать. Но в нашем случае чем больше признаков «солидности», тем лучше.) Не забудьте также о подписи должностного лица (не ниже начальника отдела).
Помните, что рекомендательное письмо — это не комсомольская характеристика времен развитого социализма. Абсолютно недостаточно, если в нем будет написано только то, какой Вы хороший и обаятельный человек (душа компании, любимец коллектива, морально устойчив и т.п.). Отметить умение работать в команде не помешает, но гораздо важнее описать конкретную работу, которую Вы выполняли. В рекомендательном письме должны быть указаны Ваши задачи и обязанности, перечислены проекты, к разработке которых Вы имели отношение, отмечена Ваша роль в них. Естественно, должна присутствовать и оценка работы Вашими бывшими руководителями (разумеется, положительная).
Только не переусердствуйте с хвалебными одами в свою честь! Психологи установили, что рекомендательные письма дают более благоприятные результаты, если среди позитивных характеристик содержат и одно-два критических замечания относительно кандидата на какую-либо важную должность. Таким образом создается видимость объективности.
Направлять резюме потенциальному работодателю, можно вместе с сопроводительным письмом. Его главная задача — объяснить некоторые аспекты резюме и показать ценность кандидата для работы, на которую тот претендует.
Мода на сопроводительные письма пришла к нам, как и много чего, с Запада. В печатных и электронных изданиях, посвященных поиску работы, часто можно встретить следующее утверждение: «Независимые исследования, проведенные недавно в США, показали, что 75% руководителей считают сопроводительное письмо не менее важным, чем само резюме». Бездумно тиражируя эту цитату, журналисты забывают, что американская и наша трудовые культуры все еще незначительно отличаются.
На Западе сопроводительное письмо — это изящный способ лизнуть потенциального работодателя сами-знаете-куда и показать свою ценность для работы, на которую претендуешь. Мол, всю жизнь мечтал работать в вашей прекрасной фирме, у такого прекрасного начальника, буду получать истинное удовольствие от работы в вашей компании и под вашим чутким началом... В общем — готов служить верой и правдой.
Когда же наш человек садится писать сопроводительное письмо, получается нечто совсем иное. В бытность начальником службы персонала, мне довелось перечитать много писем, составленных приблизительно в таком духе: «Я, крутой специалист Вася Пупкин, готов осчастливить вашу фирму согласием работать в ней. Но не менее чем за 1000$. Давайте, решайте побыстрее, а то ведь могу и передумать. А без меня вашей конторе труба...»
И еще. Если в столичных мегаполисах, где полно иностранных компаний и народ всегда в курсе последних веяний бизнес-моды, привычны к такого рода практике, то в российской глубинке сопроводительное письмо воспринимается не иначе, как «левые понты». Поэтому заниматься этим делом следует осторожно.
Вообще-то, чтобы заинтересовать потенциального работодателя, в 90% случаев достаточно грамотно составленного резюме. Это я утверждаю, опираясь на свой опыт специалиста по человеческим ресурсам. Сопроводительное письмо необходимо, если в Вашем резюме есть аспекты, которые, возможно, могут говорить не в Вашу пользу и которые невозможно скрыть. В таком случае следует дополнительно объяснить «скользкие» моменты Вашей трудовой биографии и сообщить читателю письма, почему у Вас вызывает интерес данная должность. Сопроводительное письмо должно доказать работодателю, что не смотря ни на что, Вы идеально подходите на эту позицию.
Если Вы решите написать сопроводительное письмо, помните о главном — оно должно быть посвящено тому, что Вы можете предложить, а не тому, что хотите получить.
http://psyfactor.org/metods.htm